Полковник А.К. Мыльников
доктор военных наук, профессор
ТЫЛ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ НАКАНУНЕ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Для ведения войны по-настоящему необходим крепкий организованный
тыл.
В.И. Ленин Полн. собр. соч. Т35, с.408
Неудержим бег времени. Прошло много лет с тех пор, как
вторая мировая война закончилась крахом фашисткой Германии на Западе, а
затем, несколько месяцев спустя, - капитуляцией империалистической Японии на
Дальнем Востоке. За этот длинный послевоенный период исследована, разработана
и опубликована огромная масса информации о данной войне в виде научных,
документальных источников и мемуаров политических и военных деятелей, а также
художественных произведений. С высоты
третьего тысячелетия трудно представить, что по своему размаху и
напряжённости, по числу участвующих людей, количеству боевой техники,
человеческим жертвам и материальным потерям Великая Отечественная война
превзошла все войны прошлого и явилась жестоким испытанием для Советского
Союза. Это была беспощадная и кровопролитная война (за всю историю
человечества), между ударными силами империализма и социализма. Со стороны
Советского Союза это была справедливая, освободительная война. Советский
народ защищал свободу и независимость своей Родины. [1,2] Молниеносная
война, "блицкриг", теория ведения агрессивной войны, разработанная
германскими милитаристами, предусматривала достижение победы в кратчайший
срок, до того как вероятный противник сумеет стабилизировать и развернуть
свои вооружённые силы. "Вторая мировая война, - справедливо пишет
немецкий историк Норден, - началась 1 сентября 1939г. не вследствие
заключения германо-советского пакта о ненападении, а вследствие отказа Англии
и Франции заключить с Советским Союзом честный союзный договор. Ненависть
лондонского и парижского правительств к Советскому Союзу стала решающим
фактором в развязывании второй мировой войны". [3] Германия в
1938-41г.г. оккупировала 12 государств Европы, она стала безраздельно господствовать
почти на всём континенте. При этом она стремилась молниеносными ударами
поодиночке разгромить противостоящие ей страны, в течение одного дня
захватила Данию, 12 дней - Югославию, 19 дней - Бельгию, 44 дней - Францию,
63 дней - Норвегию. [4,6] К началу
1941г. фашистская Германия полностью перевела свою экономику на рельсы
военного производства. Её промышленный потенциал превосходил советский: по
численности станочного парка - в 2,5 раза, по количеству работников, занятых
в машиностроении, - почти в 1,5 раза. В 1940г. она (в границах 1937г.)
добывала в 2,5 раза больше угля, чем СССР, превосходила СССР по производству
электроэнергии, стали, алюминия, магния, цемента, локомотивов. В 1938г. она
занимала 1-е место в мире по производству первичного алюминия, 1-е место в
Европе по добыче угля, выплавке стали. Германии
поставляли: Румыния (нефть), Венгрия (нефть и бокситы), Финляндия (лес).
Ценное сырьё поступало из нейтральной Швеции (сталь, железная руда), из
Испании и Португалии (вольфрам). В Германию поступали ресурсы Франции,
Австрии, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Дании и др. Общая стоимость
богатств, награбленных в оккупированных странах, превосходила годовой
национальный доход Германии до войны в 2 раза. Это позволило Германии
расширить мощности по добыче железной руды более чем в 7 раз, выплавке стали
в 2,2 раза, алюминия в 1,7 раза. В 1941г. к выполнению её военных заказов
было привлечено около 5 тысяч Западноевропейских предприятий. [5] Подготовка вооружённых сил и экономики Германии к войне велась по
четырёхлетнему плану, принятому в 1936г., который ориентирован на высокие
темпы: только в 1940г. прирост производства военной продукции по сравнению с
1939г. составил около 54%. Для тылового обеспечения войск, участвовавших в
агрессивном плане "Барбаросса", гитлеровцы использовали в полном
объёме вооружение, боеприпасы, материальные средства и транспорт 180
побеждённых дивизий, в том числе: 12 - Англии, 22 - Бельгии, 18 - Голландии,
6 - Норвегии, 92 - Франции, 30 - Чехословакии. Только во Франции они в
качестве трофеев имели 4 930 танков, 3 000 самолётов. Французскими
автомобилями были укомплектованы 62 дивизии, брошенные против СССР. В
Западной Европе фашистами было захвачено более 8,8 млн. тонн нефтепродуктов,
которые в первую очередь направлялись на обеспечение войск. Вместе с
накопленными ранее запасами к началу 1941г. Германия имела запасы (тыс. т.):
бензина - 500, дизельного топлива - 300, авиабензина - 600, др. жидкого
топлива - 550. [7] Накопленные заранее материальные средства и военная продукция
могли лишь частично обеспечить нужды боевых действий войск. Если к началу
войны в армиях главных воюющих государств насчитывались тысячи единиц
различной боевой техники - самолётов, танков и орудий, то в ходе войны выпуск
основных видов вооружения был доведён до десятков и сотен тысяч в год. Выпуск
важнейших видов военной продукции в Германии увеличивался с 1940г. по 1944г.
включительно и составил [8]:
Таким образом, фашистской Германии в первый
период второй мировой войны удалось за счёт оккупации чужих территорий,
захвата их богатства улучшить своё экономическое положение. Но этот
"выигрыш" носил временный, преходящий характер. В ходе войны
потребности в различных видах сырья и в важнейших видах военной продукции
непрерывно возрастали, а их запасы сократились. Так, например, на 1.01.1941г.
Германия имела около 98 тыс. т. взрывчатых веществ, что соответствовало
примерно её полуторагодичной потребности. К началу 1945г. их запасы
оставались на прежнем уровне, но к тому времени потребности возросли во много
раз, и поэтому имеющихся запасов могло хватить лишь на несколько недель. [8] На
заключительном совещании, посвящённом операции "Барбаросса", в
Берлине 14 июня 1941г., Гитлер заявил, что подготовка всех планов нападения
на Советский Союз завершены, что офицеры и солдаты находятся в отличной форме
и рвутся в наступление на всём 1500-мильном фронте от Северного Ледовитого
океана до Чёрного моря, что "необходимо напасть на Россию, захватить её
ресурсы, не считаясь с возможностью смерти миллионов людей в этой стране. Нам
надо взять у России всё, что нам нужно. Пусть гибнут миллионы. Германские
вооружённые силы должны разбить Советскую Россию в ходе кратковременной
кампании ещё до того, как будет закончена война против Англии". [2] Не только в
Берлине, но и в Вашингтоне считали - для разгрома СССР Германии
потребуется два, максимум три месяца. В то же время фашистская Германия
рассматривала территорию Белоруссии (Западное направление) как район, в
котором будет разгромлена значительная часть сухопутных войск Советской
Армии. В "плане Барбаросса" чётко определяется, что разгром
основных сил советских войск в западных приграничных районах является ближайшей
и важнейшей стратегической целью фашистской армии. Пути, проходившие через
Белоруссию, являлись кратчайшими для наступления на Москву. Поэтому
противник, используя их для продвижения, планировал стремительно выйти к
Москве, захватить её и выполнить следующую цель военной кампании.
"Захват этого города, - указывалось в директиве №21 от 18.12.1940г., -
означает как в политическом, так и в экономическом отношениях решающий успех,
не говоря уже о том, что русские лишатся важного железнодорожного узла".
[2] Отмобилизованный,
развёрнутый и укомплектованный по штатам военного времени тыл
немецко-фашистской армии, имея огромные запасы материальных средств,
подготовленные коммуникационные направления, устойчивое и непрерывное
управление, находился в наивысшей степени готовности к всестороннему и
полному обеспечению войск при подготовке и ведении боевых действий.
Сосредоточение тыла в районы стратегического развёртывания сил для войны с
Советским Союзом осуществлялось заблаговременно в течение длительного
времени, скрытно и было завершено одновременно с готовностью войск к
наступлению. [7] В связи с
начавшейся второй мировой войной Советский Союз готовился к активной обороне
против сильного и коварного врага. За годы предвоенных пятилеток в СССР
была создана новая социалистическая экономика, целиком базировавшаяся на
государственной собственности на средства производства, на плановом
управлении народным хозяйством. Были созданы тракторная, автомобильная,
авиационная отрасли индустрии, приборостроение. Особенно большое значение имело
освоение месторождения топливного и рудного сырья, разведанные в восточных
районах страны, что позволило в 1940г. удельный вес восточных районов в
производстве важнейших видов продукции довести до 25-30% общесоюзного
производства. Активно развивалась оборонная промышленность. К началу
Великой Отечественной войны наша страна создала мощную экономическую базу и
стала передовой индустриальной державой, экономически независимой среди
капиталистических государств. По сравнению с 1913г. валовая продукция крупной
промышленности СССР к 1940г. выросла почти в 12 раз, производство средств
производства - в 17 раз, продукция машиностроения - почти в 50 раз. В нашей
стране добывалось за год (млн. тонн): чугуна 15,0, стали 18,3, угля 166,0,
нефти 31,0, товарного зерна 38,3, хлопка-сырца 2,7. Большие успехи были
достигнуты в развитии железнодорожного и автомобильного транспорта. Общая
протяжённость железнодорожной сети в 1940г. увеличилась в 2 раза по сравнению
с 1913г. и достигла 106 тыс. километров. Только за годы двух первых пятилеток
железнодорожный транспорт получил более 12 тыс. мощных паровозов и свыше 284
тыс. товарных вагонов. Автомобильный парк страны к июню 1941г. вырос до 1
млн. 100 тыс. автомобилей. Особенно важное значение для развития экономики и
укрепления обороноспособности страны имело создание второй металлургической
базы Урало-Кузнецкого металлургического комбината. Одновременно проводились
мероприятия по увеличению производства электроэнергии в СССР, и к началу
войны СССР занимал 2-е место в Европе и 3-е место в мире. Уральская
энергосистема превратилась в самую крупную энергосистему СССР, полностью
обеспечивающую потребности экономики Урала в электроэнергии. Мощность
электростанций увеличилась (на %): Кузбасса - 40, Новосибирска - 74, Барнаула
- 164, Орска - 69, Уфы - 50, Омска - 208, Караганды - 314, Красноярска - 416,
Куйбышева - 200, сооружены ГЭС в средней Азии. [5] В годы
довоенных пятилеток глубокие преобразования произошли в сельском хозяйстве. К
середине 1940г. в колхозы объединились 97% крестьянских хозяйств. В 1937г. на
социалистический сектор - колхозы и совхозы, включая подсобное личное
хозяйство колхозников, рабочих и служащих, приходилось 98,5% валовой
продукции. В предвоенные годы большое значение уделялось подъёму сельского
хозяйства в восточных районах страны. В 1940г. эти районы, включая Поволжье,
на которые приходилось 30% колхозов и 36% совхозов, продали государству более
44% зерна от общего объёма закупок по стране, 36% молока и молочных
продуктов, 49% скота и птицы в живом весе, около 90% хлопка-сырца. В 1940г.
производство сельскохозяйственной продукции составило (млн. т.): зерно -
95,6; хлопок-сырец - 2,24; сахарная свекла - 18,0; подсолнечник - 2,64;
картофель - 76,1; овощи - 13,7; мясо (в убойном весе) - 4,7; молоко - 33,6;
яйца - 12,2 млрд. шт., льноволокно - 349 тыс.т. Социалистическая организация
сельского хозяйства производства, рост производительности труда
способствовали значительному повышению товарности сельскохозяйственных
предприятий. [5] В это же время
в стране проводилась определённая работа, направленная на образование
государственных резервов и мобилизационных запасов продукции и сырья
стратегического назначения. В августе 1940г. было принято постановление СНК
СССР и ЦК ВКП(б) "О плане накопления государственных резервов и
мобилизационных запасов на 1940г". Реализация намеченных мер обеспечила
увеличение государственных резервов и мобилизационных запасов с 1940г. по
1941г. почти в 2 раза. На 22 июня 1941г. запасы Красной Армии по отношению к
среднегодовому расходу в войне составляли: по артиллерийским боеприпасам
различных номенклатур - более 100%, по винтовочным патронам - 280%, по
автобензину - 40%, по дизельному топливу - 50%, по вещевому имуществу - 150%
и т.д. Продовольствие и фуража было на три-четыре месяца. Их значение в
начальном периоде Великой Отечественной войны оказалось решающим в тыловом
обеспечении войск при развёртывании Вооружённых Сил и организации отпора
фашистской агрессии. [9] Важное
значение в укреплении безопасности советских рубежей имело воссоединение
западных областей Белоруссии с БССР и западных областей Украины и Северной
Буковины с УССР, восстановление Советской власти в Латвии, Литве, Эстонии и
вхождение их в состав Союза ССР, освобождение трудящихся Бессарабии. Это позволило
отодвинуть наши границы на 250-300 км. Однако возникли серьёзные проблемы,
связанные с размещением войск в мирное время и развёртыванием соединений и
частей при организации отражения агрессии противника. Казарменный фонд был
ограничен, отсутствовали складские и парковые помещения. Поэтому дислокация
советских войск на западных рубежах была подчинена не оперативным
соображениям, а определялась наличием военных городков, казарм и помещений
для размещения запасов материальных средств и техники. Этим, в частности,
объяснялось скученное расположение половины войск 4-й армии со всеми их
складами неприкосновенных запасов на самой границе - в Бресте и бывшей
Брестской крепости. Даже окружной военный госпиталь находился в помещениях
крепости. Зимой 1939-1940г. никаких работ по строительству укреплённых
районов и оборонительных позиций не велось. Войска, главным образом, готовили
помещения для размещения личного состава и создавали условия для боевой
подготовки - строили аэродромы, артиллерийские полигоны, стрельбища,
танкодромы, лагеря, конюшни, склады и т.п. Интенсивное строительство
укреплённых районов развернулось только весной 1941г. [10,11] Аэродромная
сеть Западной Белоруссии была развита очень слабо. Аэродромы были низкого
качества, без бетонированных взлётно-посадочных полос, малых размеров и не
пригодны для посадки и взлёта новых, более совершенных самолётов. Поэтому в
начале 1941г. Советское правительство приняло решение о постройке новых
аэродромов с бетонированными взлётно-посадочными полосами размером 1200 х 80
м. На Брестском направлении намечено было построить 15 и на Белостокском - 12
аэродромов. Постройка аэродромов началась в мае 1941г. К началу войны
строительство создаваемых аэродромов только начиналось. [10,13] Решение
Советского правительства по увеличению пропускной способности железных дорог
в Бессарабии, Западных областях Белоруссии, Украины было принято в сентябре
1940г. Намечалась постройка новых железнодорожных линий, укладка вторых
путей, переоборудование всех линий с западноевропейской колеи (1435 мм) на
нашу колею (1524 мм). Все работы намечалось провести в течение 1941 и
1942г.г., при этом основной объём работ падал на 1942г. К началу войны ни
один из объектов не был закончен. Шоссейные и грунтовые дороги в Западной
Белоруссии, кроме Варшавского шоссе, были малопригодны для движения
автотранспорта. Выполнить значительные работы по расширению и улучшению
дорожной сети в короткий срок также не представлялось возможным. Всё это
отрицательно сказалось в первые дни фашистской агрессии на маневренности
наших войск, на отмобилизовании войск и тыла, осуществление подвоза и
эвакуации. [12] Сеть
постоянной проводной связи на театре военных действий была слаборазвитой.
Телеграфная и телефонная аппаратура оказалась устаревшей. Использовались
арендованные провода телеграфно-телефонных линий Наркомата связи на 1-2 часа
в сутки. Междугородная телефонная связь осуществлялась только через городские
и местечковые телефонные станции. В 1941г. планировалась постройка постоянных
линий связи к строившимся и имевшимся аэродромам и к местам дислокации частей
ПВО. Но эти работы до войны не были начаты. Проекты устройства подземных
подводов линий связи к телефонно-телеграфным станциям и узлам связи также не
были осуществлены. Всё это подтверждает, что театр военных действий, на
котором пришлось действовать войскам Западного фронта оказался слабо
подготовленным. Учитывая
ухудшение международной обстановки, Генеральный штаб Красной Армии постоянно
вносил коррективы в оперативный план сосредоточения и развёртывания Вооружённых
Сил для отражения агрессии. При этом предусматривалось, что войска и их тыл
эшелонов прикрытия к началу боевых действий заблаговременно будут
укомплектованы до штатов военного времени, развёрнуты в установленное время
на подготовленных оборонительных рубежах вдоль границы совместно с
укреплёнными районами и пограничными войсками и прикрывать отмобилизование
войск второго эшелона приграничных округов, которым отводится для этого от
нескольких часов до одних суток. В это же время планировалось выдвижение
войск из внутренних округов в приграничные. В начале июня 1941г. на учебные
сборы призывается из запаса около 800 тыс. человек. К середине июня 1941г.
общая численность Вооружённых Сил СССР достигла более 5 млн. чел. и была в
2,8 раза больше, чем в 1939г. [1,13] Готовя страну
к обороне, Коммунистическая партия и Советское правительство особое внимание
уделяли созданию и оснащению тыла Вооружённых Сил. При этом учитывалось, что
в войне одерживает победу именно тот, кто сумел создать тыл более крепкий и
организованный. Это положение в одинаковой мере относится, как к тылу в
широком смысле, так и к тылу Вооружённых Сил. Тыл, в широком смысле - это
вся страна, её общественно-политический строй, её экономика, политика
правительства, взаимоотношения между классами и нациями страны,
господствующая идеология, моральное состояние народа. Тыл в таком
понимании создаёт очень важные предпосылки, потенциальные возможности для
успешного ведения боевых действий Вооружёнными Силами, своевременно
обеспечивая их всем необходимым с целью достижения победы над противником.
[9,17] Тыл
Вооружённых Сил представляет первый эшелон народного хозяйства, переданный в
распоряжение военного командования для обеспечения повседневной жизни и
боевой деятельности армии и флота. Он выполняет роль связующего звена
между народным хозяйством и войсками, имея в своём составе для этого
необходимые силы и средства с установленными запасами материальных средств.
По мере технической реконструкции Красной Армии и увеличения ассортимента
предметов её снабжения значительно увеличивались общие потребности войск в
материальных средствах. Усложнялись процессы материального и медицинского
обеспечения войск. Возникла необходимость создания соответствующей
организации для снабжения армии боеприпасами, бронетанковым, автомобильным и
химическим имуществом, горючим и продовольствием и другими материальными
средствами. Увеличился в целом объём работ по материальному, техническому,
медицинскому и транспортному обеспечению. Возросшая маневренность войск
требовала увеличения подвижности тыловых частей и учреждений. [18,19] В
соответствии с предвоенными взглядами на характер будущей войны считалось,
что с момента объявления войны до начала военных действий пройдёт некоторое
время и главные силы вступят в сражение ориентировочно через несколько суток.
Исходя из данной предпосылки, планировалось и мобилизационное развёртывание
тыла. В первую очередь должны были отмобилизоваться тыловые части и
учреждения армий прикрытия в приграничных военных округах, а также основные силы
авиации и войск ПВО. Затем одновременно с отмобилизованием основных
соединений и частей должны были отмобилизоваться армейские тыловые части и
учреждения военных округов. Фронтовые тыловые части и учреждения,
военно-учебные заведения и запасные части планировалось отмобилизовать в
последнюю очередь. Поэтому в мирное время содержалось лишь минимальное
количество частей, подразделений и учреждений стратегического, оперативного и
войскового тыла, необходимое для обеспечения повседневной деятельности войск
и развёртывания тыла в установленные мобилизационными планами сроки.
Фронтовой и армейский тыл предполагалось развернуть на базе окружных
стационарных тыловых частей и учреждений. Общее количество тыловых частей и
учреждений фронта зависело от его задачи, боевого состава и численности
личного состава и могло достигать 400-500 единиц. [19] Маршал
Советского союза Василевский А.М. вспоминает, что нецелесообразно было в
непосредственной близости от новой границы строить в 1940-1941г.г. аэродромы
и размещать военные склады. Генеральный штаб и лица, непосредственно
руководившие в Наркомате обороны снабжением и обеспечением жизни и боевой
деятельности войск, считали наиболее целесообразным иметь к началу войны
основные запасы подальше от государственной границы, примерно на линии реки
Волги. Некоторые же лица из руководства Наркомата (особенно Г.И. Кулик, Л.З.
Мехлис, и Е.А. Щаденко) категорически возражали против этого. Они считали,
что агрессия будет быстро отражена и война будет перенесена на территорию
противника. Видимо, они находились в плену неправильного представления о ходе
предполагавшейся войны. Из этого тезиса кое-кто сделал неверный вывод, что
действия советских войск обязательно будут носить с самого начала только
наступательный и при том непременно успешный характер, а раз это так, то и
склады должны быть уже в мирное время придвинуты поближе к войскам.
Следовательно, и размещать их следует, готовясь к войне, на территории новых
пограничных районов. [13] Начальник
штаба 4-й армии Западного Особого военного округа (с началом войны -
Западного фронта) генерал-полковник Л.М. Сандалов вспоминает, что окружные
запасы, предназначенные для соединений и частей армии, находились: боеприпасы
по 1 бк - на окружных артиллерийских складах в Бронна Гура и в Пинске; горючее
по 3 заправки - на окружные складах в Оранчицы, Кобрине, Черемха, Лахва;
автобронетанковое имущество на окружном складе в Бресте; инженерное имущество
на окружном складе в районе Минска; имущество связи - на окружном складе в
районе Барановичи; продовольствие - на окружном складах №821 в Бресте и №820
в Лунинец. Госпитальная база на территории армии на первый период
обеспечивала потребность армии. Госпитали размещались в Бресте, Черемха,
Кобрине, Береза - Картузской, Пинске; 719 сансклад - в Пинске. В последние
дни перед войной штаб округа решил эвакуировать из Брестской крепости
окружной военный госпиталь. Это решение оказалось запоздалым, и выполнить его
удалось лишь частично. Брестская железная дорога не смогла обеспечить
достаточного количества вагонов. [10] Исследования
показывают, что имевшиеся запасы боеприпасов, горючего и продовольствия
вполне обеспечивали проведение войсками первоначальных операций. Но
размещение складов с этими запасами нельзя признать удовлетворительным.
Сосредоточение большей их части в районах, непосредственно прилегающих к
границе, создавало угрозу их быстрого уничтожения, тем более что транспортных
средств в соединениях и тыловых органах для одновременного поднятия всех
запасов материальных средств просто не было. Армейский и войсковой тыл к
началу войны, по существу, не имел завершённой организации. Тыловые части и
подразделения в соединениях и частях были слабо укомплектованы личным
составом и транспортными средствами даже по штатам мирного времени. На все
учения, как правило, они не привлекались или привлекались только частично.
Даже по боевой тревоге в частях и соединениях для погрузки положенных запасов
выделялось небольшое количество транспортных средств и личного состава,
которые могли лишь "обозначить погрузку". Все расчёты строились на
том, что с началом войны тыловые части и подразделения получат людей и
транспорт по мобилизации. Армия накануне войны не имела своих армейских
тыловых частей и учреждений. [9,10,16,19,20] Авиационные полки 10-й смешанной
авиационной дивизии, за исключением штурмового полка, который к 21 июня был
полностью перебазирован из Пружаны на полевой аэродром в 8 км от
государственной границы, оставались на стационарных, известных немцам
аэродромах. Новые истребители и штурмовики, поступившие в полки, ещё не были
опробованы, а новые бомбардировщики Пе-2 даже не заправлены. На 1 июня
1941г. в составе Красной Армии насчитывалось около 900 крупных баз и складов
вооружения и боеприпасов, горючего, продовольственных, автотракторных и других,
которые располагались главным образом в приграничных военных округах. В связи
с вероломным нападением фашистской Германии и временными неудачами советских
войск в первые месяцы войны значительную часть их пришлось вывезти,
уничтожить или раздать населению. Наличие резервов и запасов в глубине
страны, а главное, быстрое наращивание производства материальных средств
промышленностью позволили в ходе последующих этапов Великой Отечественной
войны полностью удовлетворить потребности войск. [17] Следует отметить,
что к началу Великой Отечественной войны были подробно разработаны
теоретические вопросы войскового и армейского тыла. Вопросы организации и
работы фронтового тыла разработаны были слабо. Теоретические руководства,
изданные перед войной, давали определение войсковому тылу: "Войсковым
тылом называется территория, ограниченная с фронта боевой линией войск и с
тыла - границей, отделяющей её от армейского тыла". Получалось, что не
люди находящиеся в тыловых частях и учреждениях, составляли основу тыла, а
отведённая территория. Само собой понятно, что без людей, без их работы
никакая территория не может решить задач тыла. [19] Управление
тылом сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Считалось, что только штаб,
являясь органом управления командира, мог правильно сочетать управление
войсками и тылом, подчинить организацию и работу тыла интересам
бесперебойного ведения маневренных операций и боёв. Начальники штабов
персонально отвечали за организацию и работу тыла. Начальник штаба имел
заместителя по тылу. В составе Генерального штаба Красной Армии было
Управление устройства и снабжения, в штабах округов, армий и корпусов имелись
отделы тыла, в штабах дивизий - отделение тыла, в полку - помощник начальника
штаба по тылу. [11, 13, 14] Вопросами
эвакуации, восстановления и разрушения железных дорог, организации
железнодорожных и водных перевозок ведала служба военных сообщений. В центре
было Центральное управление военных сообщений, подчинённое начальнику
Генерального штаба, в составе штабов фронтов и армий - отделы военных
сообщений, подчинённые начальнику штаба. С ростом автомобильного парка
Красной Армии, объёма воинских автомобильных перевозок и интенсивности
движения на дорогах возникла настоятельная необходимость создания специальных
органов автомобильно-дорожной службы. В составе Генерального штаба и в штабах
военных округов были созданы отделы автомобильно-дорожной службы. Из состава
службы ВОСО Красной Армии выделилась самостоятельная автомобильно-дорожная
служба. [12, 17] Снабжение
войск материальными средствами осуществляли начальники родов войск и служб,
подчинённые командующему (командиру). В центре, в округах и в армиях были
следующие службы снабжения и обслуживания: артиллерийского, инженерного
снабжения и обслуживания, снабжения имуществом противохимической защиты,
средствами связи, интендантского снабжения (продовольственного, фуражного,
вещевого, обозно-хозяйственного снабжения), горюче-смазочных материалов,
финансовая служба. Штаб отвечал за организацию тыла, материальное обеспечение
войск и организацию подвоза. В то же время штаб не имел непосредственной
ответственности за снабжение и обслуживание войск, поскольку эти службы ему
не были подчинены. Накануне войны было принято решение объединить
деятельность центральных органов, ведавших вопросами тыла. На заместителя
Наркома обороны - начальника Генерального штаба генерала армии Г.К. Жукова
было возложено руководство работой управления: устройства тыла и снабжения,
военных сообщений и снабжения горючим. Заместитель Наркома обороны маршал
Советского союза С.М. Будённый руководил работой Главного интендантского
управления, санитарного и ветеринарного управлений и отделом материальных
фондов. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны не было
достигнуто единство в управлении тылом, организации снабжения, подвоза и
эвакуации. [11] В целом
теория тыла накануне Великой Отечественной войны соответствовала развитию
советского военного искусства. Наибольшее внимание уделялось действиям тыла в
наступательной операции (бою). Были разработаны вопросы организации и работы
тыла в оборонительной операции (бою), на марше, во встречном сражении.
Вопросы развёртывания и работы тыла в начальный период войны при отсутствии
мобилизационного периода теоретически разработаны не были. Исходя из опыта
прошлых войн, и в частности первой мировой войны, предусматривалось, что в
мобилизационный период будут сформированы недостающие тыловые части и
учреждения, а имеющиеся к началу войны - развёрнуты до штатов военного
времени. Обеспечение развёртываемых по мобилизации соединений и частей
возлагалось на военные округа. В мирное время почти все мобилизационные
запасы были сосредоточены на складах военных округов. Для ускорения
отмобилизования войск и их выдвижения в районы боевых действий
мобилизационные запасы были сосредоточены на складах приграничных военных
округов. [17, 20] В начале
1941г. служба военно-хозяйственного снабжения Красной Армии была
переименована в интендантскую. Главным интендантом Красной армии был назначен
генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулёв. Накануне войны
проводилась коренная реорганизация авиационного тыла. Практика тылового
обеспечения соединений и частей ВВС показала, что введённая в 1938г. система,
основанная на территориальном принципе, имела существенные недостатки.
Авиационные базы по своей структуре были очень громоздки. Это усложняло
перебазирование, а выделяемые базами комендатуры для обслуживания полков к
решению такой задачи были недостаточно подготовлены. Всё это вело к тому, что
авиация теряла одно из своих важных качеств - маневренность. [19, 20] В апреле
1941г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР начался переход к автономной системе
авиационного базирования. По новой организации вся приграничная зона делилась
на районы авиационного базирования, которые включали в себя авиационные базы
и предназначались для обслуживания двух-трёх авиационных дивизий или одного
корпуса авиации дальнего действия. Район авиационного базирования
рассматривался как основное авиационное соединение тыла и включал в свой
состав авиационные базы, каждая из которых была рассчитана на обслуживание
одной авиационной дивизии. В состав авиационной базы входили: управление
базы, три-четыре батальона аэродромного обслуживания (по количеству
авиационных полков в дивизии), подразделения связи, инженерно-аэродромные подразделения,
комендатуры авиационных гарнизонов и аэродромно-технической роты. Батальон
аэродромного обслуживания (бао) являлся отдельной частью и предназначался для
непосредственного тылового обеспечения одного авиационного полка. Авиационные
базы и бао закреплялись за определённым районом авиационного базирования и
были автономными и независимыми от лётных соединений и частей. [7, 13.19] В целом
автономная система авиационного базирования, введённая в апреле 1941г., была
значительным шагом вперёд в развитии авиационного тыла. Основные её элементы
сохранились в годы Великой Отечественной войны и показали свою гибкость и
эффективность. [7, 13.19] Перед войной
вопросами тылового обеспечения флотов и флотилий в центре занимались Главное
управление портов и управления - кораблестроения, артиллерийское,
минно-торпедное, химическое, связи, техническое (судоремонт), инженерное,
строительное, гидрографическое, квартирно-эксплуатационное, военно-воздушных
сил, медико-санитарное, а также отделы - финансовый, внешних заказов,
плановый и материально-плановый. Главное управление портов, созданное в
декабре 1939г. на базе существовавшего ранее управления снабжения ВМФ,
объединяло все вопросы тылового обеспечения и являлось одним из центральных
органов в Народном комиссариате ВМФ. Начальник Главного управления портов
непосредственно подчинялся Народному комиссару ВМФ. В составе Главного
морского штаба имелся отдел военных сообщений, который ведал вопросами
организации воинских перевозок всеми видами транспорта. На флотах вместо
должности помощника командующего флотом по материальному обеспечению была
введена должность помощника командующего флотом по тылу - начальника тыла (с
июля 1939г. начальник тыла флота). В этом же году начинается формирование
военно-морских баз. В апреле 1941г. вводятся в действие Положение о тыле
флота и Положение о тыле военно-морской базы. В соответствии с этими
положениями тыл флота состоял из общефлотских органов управления тылом и
органов управления тылом военно-морских баз со складами и предприятиями. [19] Основу
тылового обеспечения морской авиации накануне войны составляли
авиационно-технические базы и склады. Авиационно-техническая база обслуживала
один-два авиационных полка. Строительством и оборудованием аэродромов
занимался аэродромный отдел, который имел в своём распоряжении
аэродромно-инженерный батальон. С образованием Наркомата ВМФ создавалась
самостоятельная медицинская служба флота. В центре она была представлена
санитарным управлением, на флотах - санитарными отделами, на базах - отделениями.
В главных базах сохранялись военно-морские госпитали 1-го разряда, в базах -
госпиталь и базовый лазарет. В соединениях кораблей имелся флагманский врач,
в береговых и авиационных базах - санитарная служба или санитарная часть и
лазарет, на всех кораблях 1 и 2 ранга - начальник санитарной службы и пункт
медицинской помощи. [18] К началу
войны на флотах и в военно-морских базах была создана стройная система
органов тыла. Тыл флота объединял материальное, техническое обеспечение,
вспомогательный флот, эксплуатацию гидротехнических сооружений,
автотранспорт, квартирно-эксплуатационную, медицинскую и другие службы. В ВМФ
была принята централизованная система обеспечения по схеме: центр - флот
(флотилия) - военно-морская база - соединение кораблей - корабль. В предвоенные
годы большое внимание уделялось организации противовоздушной обороны крупных
административно-политических и экономических центров страны, войск и объектов
тыла от воздействия авиации противника. В феврале 1941г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР
приняли постановление "Об усилении противовоздушной обороны СССР".
В соответствии с этим постановлением ответственность за защиту городов,
экономических центров и районов размещения войск от воздушного нападения
противника возлагалась на командование военных округов. Территория округа
составляла зону ПВО, которая делилась на районы, а районы - на пункты ПВО.
Защита крупных городов и важных объектов возлагалась на корпуса, дивизии и
отдельные бригады ПВО. К началу войны войска ПВО в своём составе имели: 3
корпуса ПВО, 2 дивизии ПВО, 9 отдельных бригад ПВО, 28 зенитно-артиллерийских
полков, 109 отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов ПВО, 28 отдельных
зенитных пулемётных рот, части воздушного наблюдения, оповещения и связи,
части и подразделения аэростатов заграждения. Из ВВС для противовоздушной
обороны было выделено 40 полков истребительной авиации. Руководство войсками
ПВО возлагалось: в центре - на Главное управление ПВО территории СССР; в
военном округе - на заместителя командующего войсками округа по ПВО; в
районах - на командиров корпусов, дивизий или бригад ПВО. [19] В связи с
дальнейшим совершенствованием организационной структуры войск ПВО органы их
тыла и в целом система тылового обеспечения в этот период также находились в
стадии становления. Собственных частей и учреждений тыла в войсках ПВО не
было. Службы и отделы, существовавшие в управлениях зон ПВО и Главном
управлении ПВО, выполняли только функции планирования, учёта и проверки
частей по вопросам тыла. К началу войны материальное, медицинское и
ветеринарное обеспечение соединений и частей войск ПВО осуществляли
начальники родов войск и служб военных округов. Обеспечение артиллерийским,
стрелковым вооружением и боеприпасами осуществлялось по линии ГАУ Красной
Армии, радиотехническим имуществом - Управлением связи Красной Армии через их
окружные органы. Обеспечение продовольствием, вещевым имуществом, горючим и
смазочными материалами и другими материальными средствами в ряде военных
округов осуществлялось нередко с задержками. Дополнительные трудности в
обеспечении возникали из-за ограниченного количества средств подвоза в частях
ПВО при сравнительно больших расстояниях их дислокации от окружных баз и
складов. Всё это затрудняло обеспечение войск, а при передислокации приводило
к его перебоям. Особенно отрицательно это сказалось при мобилизационном
развёртывании войск ПВО в начале Великой Отечественной войны. [17, 19] Многие важные
мероприятия, намеченные Коммунистической партией по укреплению боевой мощи
Красной Армии, оставались незавершёнными к началу войны. Однако главное было
сделано - из страны отсталой, аграрной Советский Союз превратился в
индустриальную социалистическую державу с мощным военно-промышленным
комплексом, который явился основой тыла Вооружённых Сил.
Морально-политическое единство советских людей, дружба народов СССР и их
патриотизм являлись основой высокого морально-политического состояния личного
состава армии и флота. Всё это обусловило массовый героизм советского народа
в ожесточённой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. [9, 13, 17, 19] Ожесточённые
боевые действия советских войск в начальный период Великой Отечественной
войны сопровождались огромными потерями в личном составе, боевой технике и
материальных средствах. Соединения и части приграничных военных округов, их
тыл не были отмобилизованы и развёрнуты на предусмотренных планом прикрытия
рубежах, войска не были приведены заблаговременно в полную боевую готовность.
К началу агрессии за линией пограничных постов в 3-5 км от границы
располагались лишь отдельные роты и батальоны советских войск. Дивизии первых
эшелонов армий прикрытия находились в районах, удалённых от назначенных им
рубежей развёртывания на 8-20 км, а вторые эшелоны, состоящие из
механизированных корпусов, - в нескольких десятках километрах от границы. Внезапное
нападение фашистов застало войска в районах расквартирования и в лагерях.
Советские дивизии и полки вынуждены были вступать во встречные бои в
экстремальной обстановке. Превосходство противника над советскими войсками
прикрытия было на ряде направлений 3-4-х кратным и более. Управление войсками
было чрезвычайно затруднено, так как ударами авиации и действиями
диверсионных групп противника в тылу советских войск были выведены из строя
основные линии и узлы связи, нарушено снабжение боеприпасами и горючим. [2,
10, 11] Генерал-полковник
Л. М. Сандалов писал, что приказы и распоряжения о приведении войск в боевую
готовность опоздали. Война уже началась, застав войска 4-й армии
врасплох. В 4 часа 22.06.1941г. немецко-фашистские войска внезапно открыли интенсивный
артиллерийский огонь по соединениям и частям, особенно по военным городкам в
Бресте, и особенно - по Брестской крепости. Одновременно немецкая авиация
массированными ударами по аэродромам нанесла огромные потери советской
авиации. [10] В результате
внезапного нападения гитлеровских армий, неподготовленности советских войск к
отражению агрессора, потери управления в первые же дни войны большая часть
соединений и частей Западного фронта потерпела серьёзное поражение и к исходу
дня (22 июня) в значительной степени потеряла боеспособность. Войска армий
(4-й и 3-й) понесли большие потери в людях, вооружении, технике и запасах
материальных средств и вынуждены были отступать. Все окружные склады на
оставленной территории и войсковые склады в приграничной зоне также оказались
уничтоженными. [10, 19, 20] Штаб 4-й
армии к исходу 22 июня находился в 50 км от линии фронта. Аналогичная
обстановка была и в соседней 10-й армии. Штаб фронта находился от армий на
недосягаемых расстояниях, а организованный командный пункт ВПУ был без
средств связи и никакого значения в вопросах управления не имел. Штабы
соединений и частей, стремясь сохранить связь с вышестоящими инстанциями,
тоже отрывались от войск и теряли с ними связь. С первых же
минут войны началась героическая эпопея обороны Брестской крепости,
продолжавшаяся до середины июля. Хотя сопротивление не было организованным с
первого часа войны, враг вступил в войну, какой не видел на Западе. Дрались
до последнего человека пограничные заставы, советские лётчики сражались
самоотверженно, а в крайних случаях шли на таран в воздушных боях. 22 июня
было уничтожено до 200 вражеских самолётов. Бойцы и командиры совершали
бесчисленные подвиги, о многих из которых стало известно позднее, о некоторых
только после войны, о многих так и не узнали. По большому счёту Германия
начала проигрывать войну с момента, когда первый немецкий солдат перешёл нашу
границу. Но армейский контрудар 23 июня оказался безуспешным. В результате
контрудара не только отбросить, но даже остановить дальнейшее продвижение
ударных немецких группировок не удалось. Войска армии, понеся за два дня боёв
большие потери в людях и боевой технике, ещё более утратили боеспособность и
к концу второго дня отошли от границы на 100 км. На Смоленском направлении
танковые дивизии 47-го немецкого моторизованного корпуса захватили Пружаны, и
за два дня продвинулись на 125 км. [10, 19,20] Одной из
главных причин неудач армии, как и в первый день войны, явилась беззащитность
наших войск от ударов фашистской авиации. Успехи фашистских войск были
обеспечены постоянной и надёжной поддержкой их со стороны авиации,
качественным и количественным превосходством немецких танков, надёжной
артиллерийской поддержкой танковых атак, превосходством немецких танковых
войск в сколоченности и в боевом опыте, лучшей организацией связи и служб
тылового обеспечения. В составе 2-й танковой группы имелись свои
разведывательные, истребительные и бомбардировочные группы авиации, свои
зенитные, артиллерийские и противотанковые части, инженерные, дорожные и
автотранспортные части, части связи, тыловых частей и учреждений. [7] Тяжёлыми были
последствия нападения врага. Захватив стратегическую инициативу и пользуясь
значительным превосходством в силах, немецко-фашистские войска в течение
первых десяти дней оккупировали Литву, значительную часть Латвии, западную
часть Украины и большую часть Белоруссии. Отсутствие организованного
армейского и фронтового тыла также явилось одной из причин наших неудач. С
уничтожением фронтовых артиллерийских складов и складов горючего армии не
имели возможности регулярно и планомерно пополнять войска боеприпасами и
горючим. Распоряжения штаба фронта по тылу о подаче для 4-й армии
боеприпасов, горючего и продовольствия на распорядительную станцию Лунинец
осталось невыполненным. Если бы даже это фронт и сделал, то снабжение войск
армии не улучшилось бы, так как армия не могла подвезти эти запасы
войскам: автотранспорта не имелось ни в стрелковых дивизиях, ни армейском
тылу, а бывшие у них перед войной автомашины сожгла немецкая авиация.
Отсутствие необходимого количества автотранспортных средств не позволяло
осуществлять нормальную эвакуацию раненных и больных. Тяжело раненных
приходилось эвакуировать через гражданские больницы или оставлять на
попечение местных жителей. Личный состав
войск в боях первых дней войны хотя и показал удивительную стойкость,
выносливость и беззаветное мужество, но не мог противостоять огромной лавине
немецко-фашистских войск. [10] Зная из
армейских донесений о состоянии войск 4-й армии, об отсутствии в армии
боеприпасов и горючего командование фронтом поставило на 24 июня непосильную
задачу - осуществить контрудар силами, по существу, разгромленного 14
механизированного корпуса и отбросить немецкие танковые дивизии вначале из
Ружан, а затем из Пружан. К исходу 25 июня, то есть к концу четвёртого дня
войны, основные боевые действия в полосе 4-й армии проходили в районах,
удалённых от границы на 200-250 км. От первоначального состава 4-й армии
остались незначительные силы, которые действовали разрозненными группами в
тылу немцев. В это время
Ставка Главного командования приказывает: "широко развернуть ночные
действия с целью уничтожения танковых и моторизованных частей противника
перед фронтом, на флангах и в тылу. С этой целью создавать отряды из пехоты в
составе 1-2 рот и не более батальона, действия которых должны проводиться
дерзко, решительно и быстро и заканчиваться так, чтобы до рассвета вернуться
на свои базы. Эти отряды самостоятельно организовывали тыловое
обеспечение, в первую очередь, за счёт трофеев и местных ресурсов". Однако
организованного как войскового, так и оперативного тыла по-прежнему не было.
Армии и соединения не имели возможности создать тыловые части и учреждения.
Войска всё больше испытывали недостаток в снабжении, что снижало их боеспособность. С 23 по 29
июня механизированные корпуса Северно-Западного, Западного и Юго-Западного
фронтов на разных участках нанесли крупные контрудары, которые вылились в
ожесточённые танковые сражения. В районе юго-западнее Шяуляя 12-й
механизированный корпус и часть сил 3-го механизированного корпуса контратаковали противника и
нанесли ему большой урон. Однако из-за отсутствия непрерывного управления,
тесного взаимодействия между соединениями, слабого авиационного прикрытия,
несвоевременного подвоза боеприпасов и горючего задача не была выполнена. На
Грозненском направлении 6-й и 11-й механизированные корпуса нанесли по
противнику сильный удар, отбросив его к государственной границе, но развить
успех не смогли. В западных областях Украины 9-й, 19-й, 8-й и 15-й
механизированные корпуса со стрелковыми дивизиями 5-й и 6-й армии нанесли
контрудар по 1-й танковой группе противника. 8-й механизированный корпус
сумел прорваться в тыл танковой группировки фашистов и приостановить их
продвижение. В официальном
донесении гитлеровского командования группы "Центр" 1 июля 1941г.
указывалось: "Шоссе и дороги, особенно дорога Белосток-Волковыск, забиты
брошенной вражеской техникой, автомашинами разных типов, орудиями и
танками". Агрессор,
вторгшийся на территорию в 4 часа 22 июня нанёс массированный, огромной силы
удар и по крупным железнодорожным узлам, станциям и мостам приграничных
магистралей. Часть пограничных станций была занята противником в тот же день.
Повреждённой оказалось телефонная и телеграфная связь. На отдельных участках
ряда магистралей высадились фашистские десанты. В последующие часы
интенсивность и размеры налётов немецкой авиации на приграничные коммуникации
СССР резко возросли. Всего за 22 и 23 июня в западной части страны оказались
разрушеннымb от воздушных
бомбардировок и артобстрела более 100 важнейших железнодорожных объектов.
Захватив стратегическую инициативу и используя значительное превосходство,
противник в течение первых десяти дней войны оккупировал Литву, значительную
часть Латвии, западную часть Украины и большую часть Белоруссии. [3, 7, 16,
17, 20] Решая одну из
основных задач по обеспечению войск, ведущих боевые действия с фашистами, тыл
Вооружённых Сил встретился с огромными трудностями, связанными прежде всего с
громоздкостью органов тыла, их низкой подвижностью и недостатком транспортных
средств. Только в составе Юго-Западного фронта насчитывалось более 100
различных, в основном, стационарных складов. Каждая армия этого фронта имела
до 25 складов, а для перевозки тыла только одной стрелковой дивизии
требовалось 14 железнодорожных эшелонов. Примерно такой же состав тыла имели
и другие приграничные фронты. Несмотря на это, войска действующей армии
испытывали недостаток в боеприпасах, в горючем и в других видах материальных
средств, хотя на базах и складах в приграничной полосе имелось достаточное их
количество. Обстановка на фронтах требовала в кратчайшие сроки провести
отмобилизование тыла, доукомплектование и отправку тыловых частей по
оперативному предназначению. [9, 13, 17, 20] Развёртывание
тыла проводилось при активном воздействии авиации противника по
административным центрам, районам отмобилизования, базам, складам,
транспортным коммуникациям, важнейшим объектам народного хозяйства. Органы
фронтового и армейского тыла согласно ранее разработанным планам
развёртывались на базе окружных стационарных частей и учреждений тыла мирного
времени. Имевшиеся в приграничных военных округах склады становились
фронтовыми или головными армейскими. 22 июня 1941г. начальником штаба
Юго-Западного фронта было отдано распоряжение о передаче армиям всех
стационарных окружных складов, находившихся в пределах их тыловых границ, со
всеми текущими и мобилизованными запасами материальных средств. Однако
стремительный выход подвижных групп противника в глубь приграничных военных
округов нарушил плановое отмобилизование тыла. [10, 17, 19] Острая
потребность в органах тыла часто вынуждала направлять их в войска, ведущие
боевые действия с не полной укомплектованностью личным составом и техникой.
Так, 26 армии Юго-Западного фронта был передан автомобильный батальон в
составе 45 машин (вместо 200 по штату), из четырёх положенных ей полевых
госпиталей прибыл один. Лишь к концу июля 1941г. в состав Северо-Западного
фронта из дорожных частей прибыли только один дорожно-эксплуатационный полк,
мостостроительный и дорожно-эксплуатационный батальоны. В обеспечении
мобилизационного развёртывания войск, а также осуществлении оперативных и
эвакуационных перевозок в ходе боевых действий планировалось использовать
автомобильный транспорт. Мобилизованный из народного хозяйства и
предназначенный для укомплектования тыла, автомобильный транспорт без
водителей машин и горючего был погружен в эшелоны и отправлен на фронт.
[20] Однако в связи с отходом наших войск эти эшелоны в пункты назначения
доставлены не были. Оставаясь на платформах и являясь хорошей мишенью для
авиации противника, машины простаивали на путях, в то время как войска
оставались без автотранспорта. Отмобилизование
и формирование частей и учреждений тыла во внутренних округах продолжалось до
конца 1941г. и даже в 1942г. Основной причиной затянувшегося развёртывания
являлся недостаток вооружения, технических средств и специалистов, так как
главное внимание в то время уделялось укомплектованию боевых частей. Главный интендант
Красной Армии через три недели после начала войны в своём письме от 16 июля
1941г. сообщал правительству, что создалось чрезвычайно серьёзное положение в
обеспечении войск стальными шлемами, котелками, флягами, обозом, упряжью,
походными кухнями и полевыми хлебозаводами. Формирования в большинстве
уходили на фронт без хлебопекарен, кухонь, повозок. Некоторые воинские части
делали самодельные очажные кухни из котлов, железных бочек, переделывали
походные кипятильники на кухни. Для обеспечения формируемых частей широко
использовались местные средства. Всё это позволило в некоторой степени
удовлетворить потребности войск. Основные
принципом подвоза в первом периоде войны был принцип "на себя".
Однако практика вскрыла необходимость замены его системой подвоза
материальных средств из армий в соединения, т.е. подвоза "от себя"
и ответственность за материальное обеспечение возлагалась на вышестоящего
командира и его органы тыла. Размещение
основных мобилизованных запасов военных округов (фронтов) и даже центра вблизи
западных границ страны привело к тому, что при быстром продвижении противника
в глубь нашей территории, значительное количество материальных средств из-за
невозможности передать их войскам или эвакуировать пришлось уничтожить. Так,
во Львове на артскладе имелось 700 вагонов боеприпасов, из которых только 340
вагонов было израсходовано и эвакуировано. С 22 июня по 12 июля 1941г. Юго-Западным
фронтом было уничтожено 1 933 вагона боеприпасов и 38 047 т. горючего. Общие
потери боеприпасов к концу 1941г. составили около 25 тыс. вагонов, что
отрицательно сказалось на обеспечении войск в начале войны. [17] Из
приграничных областей не удалось вывезти также 70% мобилизационных запасов
продовольствия, фуража и много других материальных средств. Таким
образом, с началом войны была нарушена система материального обеспечения
войск и развёртывания стратегических резервов. Действующая армия лишилась
огромных запасов боеприпасов, вооружения, горючего, вещевого и медицинского
имущества и других видов материальных средств. Размеры потерь и расхода
материальных средств в этот период значительно превышали их объём
производства. Подвоз имевшихся на центральных складах запасов осложнялся тем,
что фронтовые железные дороги находились под интенсивным воздействием авиации
противника и тем, что в начальный период войны осуществлялись встречные
перевозки из угрожаемых захватом районов людей, промышленных предприятий,
народнохозяйственных и воинских грузов в восточные районы страны. Ожесточённые
боевые действия первого периоды войны сопровождались большими потерями в
личном составе, боевой технике и материальных средствах. Были оставлены
обширные и весьма важные в экономическом отношении районы. Так, к ноябрю
1941г. противник оккупировал территорию, на которой до войны проживало 40 процентов
населения страны, выплавлялось 68 процентов чугуна, 58 процентов стали,
добывалось 63 процента угля, производилось 38 процентов зерна и 84 процента
сахара, находилось 38 процентов крупного рогатого скота и 60 процентов
поголовья свиней. Валовой сбор зерна снизился с 95,6 млн. т. в 1940г. до 55,9
млн. т. в 1941г. В стране резко уменьшилось поголовье скота. По состоянию на
1 января 1942г. в сравнении с тем же месяцем предыдущего года оно сократилось
(млн. голов): крупного рогатого скота - с 54,8 до 31,4, свиней - с 27,6 до
8,2, овец и коз - с 91,7 до 70,6, лошадей - с 21 до 10. Соответственно
уменьшились и государственные закупки сельскохозяйственной продукции. [5, 19,
20] Многие из
недостатков в работе тыла в начале войны объяснялись тем, что усилия
различных его служб были разрознены и не направлялись одним органом
управления на выполнение основных задач тыла. Начальники общевойсковых
штабов, которые по существовавшей до войны организационной структуре отвечали
за организацию и работу тыла, будучи перегруженными оперативной работой, не
могли входить в детали разнообразной и сложной деятельности тыла. Начальники
служб, не подчинённые штабу, стремились решать свои задачи самостоятельно,
что приводило к загрузке командующего решением частных вопросов, а начальника
штаба к бесконечным согласованиям их между множеством служб. В работе тыла
преобладал самотёк. Существовавшая система управления тылом не
соответствовала условиям ведения большой современной войны. Вместе с тем
выявилась необходимость разгрузить в некоторой степени общевойсковые штабы от
забот по материальному обеспечению и обслуживанию войск и дать им возможность
больше времени уделять вопросам управления войсками. Необходимо было также
решительно поднять ответственность за руководство тылом и обеспечить
централизованное управление им, заменить и найти более совершенные
организационные формы и новые методы работы. В создавшейся
обстановке централизация управления тылом была осуществлена 30 июля 1941г. введением
в действие Положения об управлении Тыла Красной Армии на военное время, а 1
августа была введена должность Начальника Тыла Красной Армии, на которую был
назначен генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулёв. В состав
Главного управления Тыла Красной Армии входили штаб Тыла, Управление военных
сообщений, автодорожное управление, инспекция, а также Главное интендантское
управление (продовольственная, вещевая и квартирные службы), снабжения
горючим, санитарное и ветеринарное. В это же время вводятся должности
начальника тыла - заместителей командующих по тылу фронтов, армий, а в
последующем и в соединениях, которые одновременно являлись также
заместителями по тылу. Службы снабжения артиллерийского, автобронетанкового,
инженерного, связи, химического и другие - по вопросам общей организации
тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации подчинялись начальнику тыла
- заместителю командующего фронта (армии) по тылу. Однако ответственность за
снабжение войск соответствующими видами материальных средств была оставлена
за начальниками родов войск и специальных служб фронта и армий. Весной 1942г.
в связи с резким увеличением объёма работы тыла, оргплановые отделы фронтов и
армий были реорганизованы в штабы тыла. Должности заместителей начальников
штабов по тылу во фронтах (армиях) и отделы (отделения) тыла в общевойсковых
штабах упразднялись. Таким образом, в ходе первого периода войны была
проведена качественная перестройка органов управления тылом Красной Армии от
центра до дивизии включительно. Созданный центральный аппарат управления
тылом обеспечил эффективное использование громадных материальных ресурсов,
которые страна в этот труднейший период выделяла для действующей армии, и
организовал их совершенную доставку войскам. Новая структура управления тылом
себя оправдала и осталась без изменений до конца войны. Одновременно с созданием единых органов тыла, в первом периоде войны
был проведён ряд мероприятий по улучшению организационной структуры
железнодорожных, дорожных, автомобильных служб тыла. Облегчён фронтовой и
армейский тыл, обеспечивалась большая их подвижность, что способствовало
улучшению работы служб тыла, совершенствованию системы тылового обеспечения
действующей армии. В первый период войны тылу также пришлось решать новые
задачи, которые до этого не были достаточно разработаны теоретически -
обеспечение войск в период отхода и контрнаступления, эвакуация населения и
промышленности из угрожающих районов в глубь страны, снабжение партизан.
Потребовалось изыскать новые формы организации тыла, новые методы и способы
обеспечения войск, сообразуясь с конкретно складывающейся обстановкой на
фронтах и в стране в целом. Действия тыла
Красной Армии и его дальнейшая организационная перестройка проходила под влиянием
коренного перелома на фронтах и в глубоком тылу. Переход Красной Армии от
активной стратегической обороны в решительное наступление вызвал дальнейшее
увеличение потребностей войск в материальных средствах, транспорте,
техническом и медицинском обслуживании, потребовал дальнейшей перестройки,
организации тыла соответственно к условиям наступательных операций. В
сентябре 1941г. были введены новые нормы продовольственного обеспечения для
личного состава Красной Армии. Они дифференцировались для наземных и
воздушных войск, боевых и тыловых частей. Для солдат и офицеров боевых частей
и соединений устанавливался повышенный рацион продуктов. В интересах повышения подвижности и маневренности оперативного тыла
вводились: во фронтах полевые склады по основным видам материальных средств;
в армиях полевые армейские базы в составе 7-8 полевых складов вместо 24-25.
Значительно была повышена мобильность дивизионного и полкового тыла.
Постановлением ГКО "Об охране военного имущества Красной Армии в военное
время" устанавливался новый порядок ответственности за сохранность
воинских грузов. На каждый вагон, автомашину или повозку с материальными
средствами выдавался "открытый лист" - документ, в котором
указывалось, какой груз и кому направляется. Всякие выдачи и получение
материальных средств требовалось производить только после соответствующего
документального оформления. В декабре
1941г. было сформировано и направлено на фронты 57 отдельных гужтранспортных
батальонов (по 250 пароконных повозок и или саней). Больше всех (12
батальонов) получил Западный фронт. Прибытие на фронты гужтранспортных
батальонов значительно облегчило подвоз войскам материальных средств. В
некоторых случаях эти батальоны являлись единственным средством подвоза. Так,
в феврале 1942г. основные наземные коммуникации 39-й армии Калининского
фронта были перерезаны противником. Прибывший в её распоряжение
гужтранспортный батальон по целине привёз больше материальных средств, чем до
этого доставлено было армии воздушным транспортом. Большие трудности в битве под Москвой складывались в обеспечении
войск вооружением и боеприпасами. Промышленность в это время ещё не могла
полностью удовлетворить возросшие потребности войск. Некоторых видов оружия и
боеприпасов на складах имелось очень мало, к тому же в связи со снежными
заносами дорог доставка их в войска была затруднена. Стремясь обеспечить
войска оружием и боеприпасами, трудящиеся в тылу работали, не считаясь со
временем, а личный состав тыла действующей армии, проявляя инициативу,
находчивость, героизм, доставлял их в войска. Первостепенную
роль стали приобретать оперативные перевозки, выполнявшиеся с целью подвоза
из глубины страны армий, дивизий, тыловых частей с запасами материальных
средств в район боевых действий. "Работа оперативного тыла в минувшую
войну, - писал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, - в значительной степени
зависела от наличия, пропускной и провозной способности железных дорог,
значение которых в тыловом обеспечении войск было решающим. Без хорошо
работающих железных дорог мы не смогли бы осуществить не только большие
оперативные перевозки, сравнительно частые во время войны, но и бесперебойный
подвоз материально-технических средств на большие расстояния". Только за
первые 40 дней войны на фронт было перевезено 2,5 млн. человек. Общий объём
воинских перевозок за первые шесть месяцев войны составил около 2,4 млн.
вагонов, а эвакуационных - 1,5 млн. вагонов. Таких грандиозных
железнодорожных перевозок история не знала. [12, 15, 19] Вследствие
потери важнейших выгрузочных районов приходилось срочно изменять пункты
назначения поездов, задерживать и переформировывать многие эшелоны, вносить
серьёзные коррективы в планы перевозок. В ожидании переадресовок на многих
узлах дорог ближнего тыла и прифронтовых магистралях скапливалось большое количество
составов, направлявшихся на запад. Так, на 18 часов 1 июля 1941г. на Западной
железной дороге простаивало 12 воинских поездов, на Белорусской - 36, на
Винницкой - 33, на Московско-Киевской дороге - 48 поездов. Такие же факты
имели место на Московско-Донбасской, Ленинской, Дзержинской магистралях. На
18 часов 31 июля на железнодорожных путях было задержано 667 поездов. Это
ограничивало приём новых поездов, нарушая бесперебойность в работе
транспорта. В условиях
тяжёлых оборонительных боёв и отхода войск Красной Армии важную роль играл
автомобильный транспорт в подвозе войскам материальных средств, в эвакуации
больных и раненых, а также военного и народно-хозяйственного имущества.
Автотранспортные части использовались и как средство временной моторизации
войск для выдвижения боевых частей и соединений к линии фронта. В июле 1941г.
автомобильным транспортом была осуществлена перевозка шести дивизий в район
Вязьмы. В период битвы под Москвой вокруг Москвы была оборудована кольцевая
автомобильная дорога общим протяжением 125 км, из которых около 30 км было
построено дорожными частями заново. Этадорога соединила все сходящиеся к
Москве 10 радиальных автомобильных и 11 железных дорог, что обеспечивало
возможность быстрого и скрытого маневра войсками и материальными средствами,
а также пропуска их к фронту без заезда в Москву. [12, 15] Тыл
Вооружённых Сил накануне и в первом периоде Великой Отечественной войны
выполнил колоссальный объём работ по обеспечению войск при отражении
агрессии. Он явился неотъемлемой составной частью войск, а организация
тылового обеспечения - одним из важнейших разделов советского военного
искусства. В первом периоде войны личным составом тыла решались исключительно
сложные и ответственные задачи, хотя некоторые из них к началу войны не были
достаточно теоретически разработаны. Сложившаяся военная и экономическая
обстановка потребовала пересмотра многих положений по организации тыла, по
материальному и медицинскому обеспечению войск. Следовало приспособить тыл к
новым условиям ведения войны, операции и боя, привести его в соответствие с
экономической обстановкой, сложившейся в стране. Существовавшая
до войны система управления тылом не соответствовала современной войне.
Поэтому она была коренным образом изменена созданием самостоятельных органов
управления тылом Красной Армии. Появились фронтовые распорядительные станции
с комплектом складов всех видов и были введены полевые армейские базы. [19] Крупным
недостатком в деятельности тыла, особенно с внезапным началом войны, явилось
отсутствие надёжной и устойчивой радиосвязи. Как видно из хода боевых
действий, командование армий и соединений так и не смогло организовать
нормальную работу тыла и обеспечить бесперебойное материальное снабжение
войск. Это объяснялось тем, что армейские и войсковые тыловые части и
подразделения не были отмобилизованы и имели недостаточное количество
транспортных средств. Многие армейские, войсковые, а также окружные и
центральные склады горючего, боеприпасов, продовольствия и других
материальных средств были уничтожены авиацией противника, а часть их
уничтожена при отступлении своими войсками. Попытка развернуть пункты
снабжения из-за малочисленности тыловых частей и учреждений, не привела к
желаемым результатам, так как оперативные работники и офицеры тыла из-за
отсутствия связи не знали, где и в каком состоянии находятся войска, а также
склады с запасами боеприпасов и горючего. Служба регулирования отсутствовала,
эвакуация повреждённой техники, больных и раненых проводилась
неорганизованно. В результате значительное количество боевой техники,
транспортных средств и огромные запасы были оставлены противнику. [13, 17] Несмотря на
тяжёлое поражение войск в начальный период войны, их усилия и самоотверженная
борьба личного состава с опытным и сильным противником дали возможность
подготовить и провести операции по разгрому немецко-фашистских войск. Исследование
проблем подготовки и функционирования Тыла Вооружённых Сил накануне и в
первом периоде Великой Отечественной войны необходимо не только для истории,
а главным образом для настоящего и будущего времени, так как внезапный
сокрушительный удар противника, нанесённый в короткое время по всей
территории России, может оказаться катастрофическим и невосполнимым. В своё время
за океаном был выдвинут тезис: "Америка должна защищаться ядерными
бомбами. Чтобы упредить противника и обезопасить собственную территорию,
следует в первую очередь обеспечить начальный и решающий успех. Обосновывая
принцип решающей роли первого удара, американские военные идеологи заявляют,
что современную войну выигрывают не последними солдатами, а первой
атакой". Период,
наступивший в нашей стране после развала СССР, ликвидации Организации
Варшавского Договора, характеризуется уничтожением социалистической
экономики, системы советского строя, военно-промышленного комплекса,
несокрушимой и легендарной Советской Армии. Страной стали править люди,
сменившие формацию, незаконно пришедшие к власти и служащие всем, но только
не интересам России и трудовому народу. В этих условиях говорить о
поддержании мощи Вооружённых Сил России, экономики страны на требуемом уровне
просто не реально. В данной, экстремальной обстановке для России необходимо
набраться мужества, понять и признать, что в таком кризисном состоянии наша
страна никогда не находилась. Список литературы: 1. Вторая мировая война.
Итоги и уроки. – М.: Воениздат, 1085, с.22-29. 2. Жилин П.А. О войне и
военной истории. – М.: Наука, 1084, с.148-153, 185-197. 3. Андросов И. На
Перекрёстке трёх столетий. – М.: 1979, с.175. 4. От «Барбароссы» до
«Терминала»: Взгляд с Запада. /Сост. Ю.И. Логинов: Перевод. – М.: Политиздат,
1988, с.23-32. 5. Великая Отечественная
война 1941-1945: энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985, с.190-193,
803-815, 816-817. 6. Советские Вооружённые
Силы 1918-1988. Страницы истории. – М.: Политиздат, 1987, с.224-228. 7. История тыла. Учебное
пособие. – Л.: ВАТТ, 1967, с.48-51, 173-178. 8. Бартенев С.А. Экономика
– тыл и фронт современной войны. – М.: Воениздат, 1971, с.62-63. 9. Тыл Советских Вооружённых
Сил в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1977, с.45-65, 74-103. 10. Сандалов Л.М. Боевые
действия войск. 4-й армии Западного фронта в начальный период Великой
Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1961, с.8-15, 22-27, 30-33, 43-45. 11. Жуков Г.К. Воспоминания
и размышления. Том 1. – М.: Новости, 1987, с.179-183, 245-273. 12. Кумаев Г.А. Война и
железнодорожный транспорт СССР 1941-1945. – М.: Наука, 1989, с.25-47, 48-83. 13. Василевский А.М. Дело
всей жизни. – М.: Политиздат, 1973, с.104-168. 14. Баграмян И.Х. Так шли
мы к победе. – М.: Воениздат, 1988, с.20-55. 15. Чеботарёв М.Н.
Советский речной флот в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981,
с.8-73. 16. Рокоссовский К.К.
Солдатский долг. – М.: Воениздат, 1968, с.11-16. 17. Голушко И.М. Тыл
Вооружённых Сил СССР в годы Великой Отечественной войны. – М.: Мысль, 1974,
с.49-69. 18. Кузнецов Н.Г. Накануне.
Курсом к победе. – М.: Воениздат, 1991, с.278-351. 19. Развитие Тыла Советских
Вооружённых Сил. (1918-1988). – М.: Воениздат 1989, с.94-153. 20. Тыл Советской Армии. –
М.: Воениздат 1968, с. 83-159. |
Возврат к www.malenkov.by.ru \ ВНО \ Память ушедшего века
Возврат к www.vno.narod.ru \ ВНО \ Память ушедшего века
Календарь архива публикаций \ Другие темы \ ГОСТЕВАЯ
книга К страничке - журналистика Маленкова С.К. \ о событиях в Москве \ Фоторисунки \\ фотогалереи \ Творчество Маленкова С.К. \ Форум |
|
Книга 1. Дума о Думе Книга 4. Выборы и избранники К
сборнику №4 "Вечные студенты" К
сборнику №5 "Электронная Россия" |
Книга 7. О демосе демократической
страны \ Безумные идеи ХХ века К
сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы" \ К
сборнику №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра" Сборник №7 Военно-научное
общество при КЦ ВС РФ НОВОМОСКОВСК – родина
Уникума \ Статьи Маленкова С.К.
\\ |
Переход
к меню сборника №1 "УНИКУМ" \\ "Уникум, мечтавший о
безработице" \\ "И один в поле
воин" \\ "Капризный новичок" \\ Книга 3. Поэтический
сборник \\ Полезные ссылки \\ зеркало "Большой ГлашатаЙ" \ |
ã Фонд гражданских
инициатив Ò, МО МОИП,
1993-2010
ã Маленков С.К.,
член Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых
ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей! \
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран и парламентов,
влиятельных
и простых людей.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение:
Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование
адресов
электронной и
обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного мусора будет
наказываться.
обновление 01-09-2010mb